Уважаемые коллеги! Данный Виртуальный круглый стол продолжает серию обсуждений, среди которых форумы: - Интеллектуальный потенциал: его понимание, проблемы формирования и перспективы развития - Креативный характер образования как основа развития личности в ситуации культурно-цивилизационного кризиса в информационном обществе - Интеллектуальный потенциал общества в условиях современной информационной среды - Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды.
Примечательно, что теория и практика обучения с использованием компьютерных технологий чаще всего придерживается одной из радикальных позиций: - в условиях информатизации создается полностью новая теория обучения, - теория обучения работает одинаково и неизменно, как в условиях информатизации, так и в традиционном обучении. Соответственно, опыт функционирования информационно-образовательной среды существенно отличается в зависимости от того, приверженцем какой из позиций он создан. В какой мере для Вас значима каждая из обозначенных выше идей. Возможно, истину следует искать на этом пространстве. Надеюсь, Ваш опыт поможет в поиске пути приближения к цели. С уважением, Г.И.Кирилова.
Я придерживаюсь идеи, что "теория обучения работает одинаково и неизменно, как в условиях информатизации, так и в традиционном обучении". Информатизация внесла существенные изменения в дидактические категории форм, методов и средств обучения, но сам процесс обучения и теория его построения не изменились с появлением информационно-коммуникационных технологий в системе образования.
Работа Виртуального круглого стола посвящена вопросам практического использования информационных технологий в образовании, становлению единой информационно- образовательной среды. Для меня это очень интересно. Надеюсь на он-лайн сотрудничество и обсуждение.
В преддверии Международной научно-практической конференции «Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы», проводимой с 30 сентября по 2 октября 2013 года предлагаю в обсуждении использовать материалы соответствующей секции этой конференции. Особенно интересен, по моему мнению, опыт «Казанского медицинского колледжа». Надеюсь, что его преподаватели откликнутся на данное предложение и разместят на площадке данного форума свои материалы.
В рамках вхождения профессионального образования в виртуальное пространство, на мой взгляд, необходимо учитывать психологические аспекты обучения студентов Психопедагогика и психодидактика дают возможность более эффективного освоения материала с использованием информационных технологий, при которых должны быть задействованы все органы чувств. Поэтому при проектировании и создании информационно-образовательной среды необходим отбор компонентов, способствующих визуализации информации, соответствующих социально-психологическим параметрам.
Давно я искала специалиста по психопедагогике, а тем более по психодидактике. Не могли бы Вы назвать наиболее значимые положения этих наук, которые способствуют обучению в информационно-образовательной среде. Может быть порекомендуете какие-то конкретные методики.
Абсолютно согласна с Вероникой. У человека существует три канала восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. У каждого человека сильнее развит какой-либо один из них, но все же в процессе восприятия информации участвуют все три. Поэтому при создании элементов информационно-образовательной среды необходимо это учитывать, то есть давать и визуальную, и аудиальную информацию, и такую информацию, которая затрагивала бы чувства и эмоции воспринимающего человека.
Знакомясь с опытом создания электронной библиотеки (ЭБ) "Казанского медицинского колледжа" хотелось бы поподробнее услышать о критериях отбора и включения электронных материалов в библиотеку. Каким источникам и материалам отдается предпочтение, какими качествам должен обладать электронный ресурс, сказывается ли выбор электронных материалов на качестве образовательного процесса средней профессиональной школы.
Я согласна с Вероникой В., т.к. еще Я.А.Каменский в "великой дидактике" говорил о вовлечении в процесс обучения всех органов чувств, однако если говорить о профессиональном образовании, визуализация учебной информации должна учитывать так же характер профессиональной деятельности. И именно характер профессиональной деятельности, на мой взгляд, должен оказывать существенное влияние на выбор компонентов визуализации учебной информации.
Конечно, учебно-профессиональная деятельность связана с обработкой большого количества информации, которая воспринимается всеми психическими процессами. Человек взаимодействуя с информационными системами, преобразует свою деятельность, дополняя ее системой знаков. Культурно-историческая теория Выготского Л.С., раскрывает то, что психические функции разделяются на натуральные и высшие. Высшие психические функции развиваются на основе психологических орудий – знаков. Вслед за Выготским Л.С. Тихомиров О.К. показывает что, в процессе применения и освоения человеком новых технологий высшие психические функции претерпевают трансформации, относительно этого появляются психические функции, которые характеризуются работой не только знаками, но и знаковыми системами. М. Коул в своей культурно-исторической теории так же подтверждает, что технические средства оказывают влияние на развитие психики субъекта.
Стало быть информационно-образовательная среда профессиональной школы должна строиться с учетом знаковых систем будущей профессиональной деятельности. Я Вас Светлана Х. правильно поняла?
Да. И еще хотелось бы отметить, что и в педагогике понимание знаков-признаков невозможно без выяснения их значения и в плане выражения, и в плане содержания. Создавая модель научной дисциплины (определяя ее содержание), мы получаем ее по подобию информационной модели, с учетом знаковых систем той профессиональной деятельности, к которой она относится.
Не совсем ясно, как в конкретном опыте проявляется данная теория. Не думаю, что вы перестраиваете весь процесс подбора содержания. не могли бы Вы для лучшего понимания Вашей позиции привести пример из опыта? С уважением, Г.И.Кирилова.
Галия Ильдусовна! Позиция очень простая! В рамках ФГОС появляются, как новые дисциплины, так и дорабатываются старые. Если использовать информационную модель, которая включает в себя всю информацию об объекте, описывает свойства и состояние объекта, определяет процесс или явление, а также связи и отношения с окружающим миром, то она будет строиться в рамках заданной дисциплины. Строится модель всегда творчески, формальность в построении даст искажения, которые будут уводить в другой объект и предмет профессиональной дисциплины. Мы же все знаем, что модели ограничены во времени. По истечении 5 лет требуют коррекции. Вот если говорить о модельных представлениях, то они являются абстрактными образами элементов системы (программное обеспечение, технические средства, объекты и т.д.). В качестве инструментальных многофункциональных информационных моделей применяют, например, модели VIEW и lab VIEW для технических и естественных наук. Основным элементом моделирования будет анализ потоков данных. Необходимость в аналитической обработке результатов увеличивается с каждым годом. Пользователи заинтересованы в получении средств, позволяющих автоматически искать не только заданные данные, но неочевидные правила и неизвестные закономерности. Для реализации подобных систем используют ИАД (методы интеллектуального анализа данных). ИАД – выявление скрытых закономерностей или взаимосвязей между переменными в больших массивах необработанных данных. ИАД включает методы и модели статистического анализа и машинного обучения. С помощью инструментов ИАД можно проводить анализ результатов предметными специалистами, не владеющими соответствующими математическими знаниями.
Ваша позиция очень близка мне! Я веду курс "Интеллектуального анализа данных" для IT специалистов. Он ориентирован на освоение существующей теории и в большей мере на создание новых сценариев анализа информации. Соответственно в рамках данного опыта нами опубликованы статьи теоретико-прикладного характера.
Грунис М.Л., Кирилова Г.И., Пшеничный П.В. Эффективность информационно-средового подхода в контексте модернизации профессионального образования \\ Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 151-156. http://elibrary.ru/item.asp?id=18987399
Грунис М.Л., Кирилова Г.И. Социальные проблемы безопасности информационной среды и их понимание будущими it-специалистами \\ Вестник НЦБЖД. 2012. № 4. С. 20-24. http://elibrary.ru/item.asp?id=18784564
Кирилова Г.И. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования \\ Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2012. Т. 15. № 3. С. 358-368. http://elibrary.ru/item.asp?id=17924477
Есть ли у вас практический опыт работы с данным кругом специалистов? Это было бы очень интересно! В наше время специалисты в области образования могут и несомненно должны выступать в роли пользователей систем интеллектуального анализа. Галия Ильдусовна Кирилова.
Как показали наши последние исследования, готовность к виртуальному общению по телефону, факсу, Инету снижает склонность к сладкому и лекарствам (-0,25), к перееданию (-0,29), к шопингу (-0,36). 10.Готовность к профессиональному собеседованию, самопрезентации, особенно при приеме на работу снижает склонность к лекарственной зависимости (-0,23), к слабым алкогольным напиткам и к шопингу (-0,29), религиозному фанатизму (-0,91). Поразительный научный факт получили для профилактики зависимости от крепких алкогольных напитков: нет ни одного качества в оргобщении, которое бы «работало» на уменьшение (профилактику) этой тяжелой зависимости. При этом существует положительная корреляционная связь, хотя и слабая, с умением вести совещания (0,23).
Уважаемая Вероника Васина! Хотелось бы уточнить, какой из двух позиций придерживаетесь Вы и почему: 1) в условиях информатизации создается в достаточной степени новая психологическая теория (теория обучения), 2) психологическая теория (теория обучения) работает одинаково и неизменно, как в условиях информатизации, так и в традиционном общении и обучении?
Для виртуального пространства необходим социальный интеллект. Приоритетной целью высшего образования на современном этапе является формирование социально компетентной, активной, творческой личности, умеющей эффективно адаптироваться в социальной среде, проявлять и реализовывать свои способности в период личностно-профессионального становления, устанавливать и поддерживать социальные контакты и взаимодействие в целом. Роль интеллекта в современном обществе обусловлена рядом производственно – технологических факторов, среди которых интенсификация технологических процессов производства, усложнение структуры и содержания труда, возрастание объема и скорости информационно-обменных процессов в обществе. Изменения условий жизни, масштабность и высокий темп этих изменений, превращает жизнь в социальную реальность, которая глубоко трансформирует не только производственную, а также и социальную сферы, предъявляет новые требования к межличностному взаимодействию. На смену социальной адаптации, пришло совладение и (конструирование) прогнозирование мира.
Вы говорите о новых требованиях к межличностному взаимодействию. Означает ли это, что нужны сущностные изменения в педагогической теории или лишь уточнения по способу ее реализации?
Согласна, что на смену социальной адаптации, приходит (все таки еще не пришло) конструирование и прогнозирование мира, нинтересно, как это проявляется в конкретном опыте. Мой вопрос связан с желанием придерживаться основного направления обсуждения. Спасибо за вашу интересную позицию! Галия Ильдусовна Кирилова.
Развитие информационно-образовательной среды в современной профессиональной школе, несомненно, необходимо. Но современная молодежь и так очень много времени проводит в виртуальном пространстве. Не кажется ли Вам, что дополнительное погружение в виртуальный мир в процессе не только отдыха и общения, но и образования, будет способствовать еще большему расширению Интернет-аддкиции?
В процессе образования возможно повлиять на Интернет-аддкицию, не расширив ее, а изменив содержание общения в Интернет. Почему возникают всякие аддикции? От отсутствия интересных подростку, студенту и содержательных для них занятий. Вот появился Интернет, а чем там заниматься кроме как стреляться в игрушках и трепаться под никами в соцсетях? Ведь образовательных ресурсов, таких же интересных для подростков и молодежи как и игрушки, нет, не разрабатываются они: коммерческим фирмам не выгодно, а у образовательных организаций нет средств. Поэтому я считаю просто долгом преподавателей и учителей использовать дидактические возможности Интернет для включения учащейся молодежи в образовательные, социально важные процессы и , тем более, что к участию в них можно привлекать и партнеров. будущих работодателей.
Если говорить о "погружении в виртуальный мир" современной молодежи, то здесь остановить подобный процесс мы не можем, как на можем остановить процесс развития общества. Однако корректировать, направлять в нужное русло, по возможности является непосредственной задачей педагога и информационно-образовательной среды. Отдельным направлением развития информационно-образовательной среды должна выступать разработка продуктивных образовательных ресурсов, которые позволят стимулировать познавательный интерес, за счет эффективного использования его компонентов: визуального мультимедийного, и др. А проявление постоянного и интереса к познанию в определенной сфере деятельности, то же в какой то мере аддикция, только это аддикция со знаком плюс. Она в какой то мере является локомотивом дальнейшего развитие общества.
Здравствуйте! Говоря об Интернет-аддикции, мы подразумеваем зависимость или привыкание, сформированной привычке. Привычки связаны с отсутствием полной удовлетворенности, отвлечением от реальности. Есть несколько зависимостей сформированных Интернетом. Бесконечный поиск информации, избыточное виртуальное общение, компьютерные игры по сети, решение финансовой потребности (азартные игры, покупки, аукционы), просмотр фильмов, киберсекс. Приходится задуматься, а что нужно нам и нашим детям? Ответ прост: не хватает живого общения. Проблему нужно искать не в том, как ограничить постоянное присутствие в Интернете или сфокусировать его на конкретной деятельности, а в том, как повысить мотивацию к живому общению. Педагогам нужно обращать внимание на то, как вовлечь молодежь в живое обсуждение вопросов связанных с обучением в школе, колледже или институте. И конечно, как вы правильно заметили, строить программы обучения с учетом проведения проблемных занятий – лекций, семинаров, коллоквиумов и т.д. Говорят, что интеллект у молодежи в последнее время снизился – нет просто нет той «жажды» учиться и получать новые знания. Может с нами, что-то не так?
Вы частично сами отвечаете на тот вопрос, который формулируете: «поиск информации, избыточное виртуальное общение, компьютерные игры по сети, решение финансовой потребности (азартные игры, покупки, аукционы), просмотр фильмов, киберсекс». Все это раньше проходило в реальном пространстве, а сейчас с целью быстрейшего обмена информацией ушло в виртуальную реальность, что делать? Частично то, что мы делаем в реальном мире: «не водиться с дурной компанией» - «где бывает ваш ребенок», «почитай это интересно» - куда надо ходить и естественно, личный пример. Если большую часть времени родители проводят на диване, за компом, за столом у ребенка нет и не будет других моделей поведения. А на вопрос, о том, что не так я отвечу словами М.Н.Задорнова: «у них матрица больше, но файлы не заполнены». С Уважением
Уважаемые коллеги! Какие на Ваш взгляд конкретные меры необходимо принять взрослым, для того, чтобы пользуясь современными информационными технологиями, не формировалось у молодого поколения замещение одной аддикцией другой, а так же не получали негативных изменений физические и психологические составляющие здоровья?
В настоящее время в сети Интернет представлено огромное количество информации. Из нее не более 10% является информационно-несущей остальная часть информационные шумы (пересказанная информация по принципу глухого телефона). На мой взгляд, это серьезная проблема, которая в ближайшее время будет только усугубляться.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Да полностью согласен с предыдущим автором, вопрос переизбытка информации достаточно актуален. Ведь это основная особенность и проблема информационного общества: «Как отличить зерна от плевел?». Возможно решение в усовершенствовании механизмов поиска информации, возможно в создании специализированных информационных банков данных или может что то еще, коллеги, пожалуйста откликнитесь. Поделитесь своим мнением.
Доброго времени дня! Я полностью согласна с Константином в данном вопросе. Количество информации стремительно нарастает все сложнее осуществить отбор "информационно-несущей информации" от "информационных шумов". На настоящее время нет решения данного вопроса. Проблема профессионального образования в том, что необходимо научить специалиста получать и перерабатывать профессионально-значимую информацию способами которых в настоящее время не существует «пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная, что». Однако мы имеем инструменты, например визуализация информации, которая позволяет визуально представить структуру информации, облегчая процесс встраивания в контекст новой информации. Профессиональное образование в таком случае должно формировать навыки чтения, переработки и представления профессионально-значимой информации.
Опыт использования ИК (информационная доска) на базе Казанского медицинского колледжа. Студентами Казанского медицинского колледжа было проведено исследование «Правильное использование интерактивной доски – минимальный ущерб здоровью». Были получены определенные данные, говорящие о необходимости проработки вопроса использования ИК в процессе обучения (дискомфорт после занятий отметили 75 чел. (63%)). Несмотря на то, что ИК, как утверждает автор, позволяет разнообразить занятия, делать их интересными и увлекательными; повысить наглядность обучения; активизировать познавательную деятельность; содействовать повышению успеваемости и др.; необходимо так же и проработка дидактического сопровождения, учитывающее характер учебных материалов и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), и базирующееся на использовании инновационных педагогических инструментов: мультимедийность, интерактив, моделинг (отработка умений и навыков на моделях профессиональных ситуаций, имитация действий в реальных условиях практической деятельности), в том числе учет влияния ИКТ на здоровье обучающихся и преподавателей. Несомненно, исследования подобного рода необходимо регулярно проводить и в данном вопросе я полностью согласен с позицией автора, ИКТ стремительно внедряется во все сферы деятельности, поэтому разработка вопросов влияния ИКТ на студентов и преподавателей безусловно необходимо.
Оказывается мы мыслим "синхронно". Первая из заинтересовавших меня статей именно эта. Думаю здесь необходимы и возможны некоторые добавки в педагогическую теорию, что связано с пополнением числе "агентов" образовательного процесса за счет внедрения информационных ресурсов, принимающих на себя по воле их создателя некоторые функции субъекта образовательного процесса.
Добрый день! Интересен опыт развития виртуального обучения в Иране (автор Солеймани Насим, г. Тегеран, Иран) существенные отличия реального и виртуального характера обучения оказывают существенное влияние на подготовку специалиста. Конкурентоспособность специалистов традиционного обучения на рынке труда оценивается выше. И хотя при продвижении виртуального обучения в Иране учитывался опыт других стран, в настоящее время в Иране продвигается идея смешанного обучения, объединяющего положительные моменты дистанционного и традиционного обучения, и которое как предполагает автор, могут вобрать в себя лучшие компоненты обоих. Как человек знакомый с дистанционным образованием, мне так же интересно решение данного вопроса в других регионах и странах, поэтому статья Солеймани Насим вызывает интерес, хотелось бы поподробнее узнать об движущих идеях смешанного обучения.
Добрый день! Как утверждает автор статьи «Использование информационных технологий при проведении занятий на последипломном уровне обучения (эум, рабочая тетрадь, электронный учебник)» (Киселева Л.П.) «в последнее время общее признание у преподавателей и слушателей, является рабочая тетрадь». «В рабочих тетрадях она (учебная деятельность) специально конструируется», хотелось бы поподробнее узнать основные принципы «конструирования учебной деятельности» или практический пример из опыта работы. Заранее благодарны.
В настоящее время подготовлен сборник предстоящей конференции. Предлагаем Вашему вниманию аннотации некоторых статей, наиболее связанных с тематикой данного форума.
1. Статья" Положительные аспекты и риски применения информационных компьютерных технологий" (авторы: Г.Н. Борисова, С.В. Гайнутдинова, Казанский медицинский колледж, г. Казань) И нформационные компьютерные технологии выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Интерактивные доски (ИД) – это современные средства, позволяющие сделать обучение более эффективным. Вопрос о воздействии ИД на здоровье человека окончательно не изучен, нет единого мнения о том, вредны они или безвредны. Студентами Казанского медицинского колледжа была проведена исследовательская работа. Цель исследования – изучение условий и организации обучения в кабинетах колледжа с ИД, их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Статья 2. О возможностях семинара конвергенции в преподавании истории психологии в вузе (Автор: Л.Ф.Баянова, Лаборатории психологии , ИПП ПО РАО, г. Казань) В качестве эффективного средства преподавания истории психологии предлагается семинар-конвергенция, в котором все участники в активной форме включаются в работу. Создаётся ситуация взаимной оценки и диалога. Семинар-конвергенция развивает в студентах способность к рефлексии и размышлениям.
Доброго здоровья, уважаемые коллеги! Хотелось бы обратить внимание на проблему, которая в современной теории обучения на мой взгляд разработана весьма схематично. Это проблема выбора/отбора информации. Образовательной средой для современного человека является вся сеть. Теории, как отличать достоверную и полезную информацию от прочей мне почему-то не встречалось. Возможно, плохо искала. Из этого следует мое убеждение, что теория обучения должна пополниться таким разделом. С уважением, О.Софинская
Ольга Всеволодовна! Рада увидеть Ваше суждение! Действительно весьма актуально. Интересно, какая иерархия видится Вам в заявленном и предлагаемом разделе?
Данная проблема уже поднималась Константином (см.выше). Актуальность ее не вызывает сомнения, однако, необходимо отметить, что данная проблема выходит за рамки образовательный сферы. Данная проблема касается информационного общества в целом.
Статья 3. "Формы, методы и средства активного обучения в профессиональной школе" (автор: Ибрагимова Рамзия Габдулхаковна - Казанский педагогический колледж) В статье дана попытка обобщить некоторый опыт преподавателей колледжа по использованию структур «сингапурского метода» - технологии совместного обучения при организации самостоятельной работы студентов. Приводятся фрагменты занятий. В том числе: "На уроке по теме «Сделаем наш город чистым и уютным» - дисциплина «Основы экология и природопользования» - преподаватель (Габдуллина Г.Т.) с целью формирования экологической грамотности предлагает студентам выполнить практическую работу «Экологический след».(«Экологический след» - это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов). Учащиеся в группе обсуждают вопрос: В чем влияние моего привычного образа жизни на окружающую среду, каков мой экологический след?"
Теория индивидуализации обучения может рассматриваться как дидактическая основы индивидуализации информационной образовательной среды, однако ее реализация осуществляется в новых условиях, характеризуемых личным выбором: - источника информации, - способа ее подачи, - предпочтительных объемов (порций) наиболее значимой информации, - личного выбора времени для взаимодействия и ритма учебной деятельности, - и др. таким образом проводимая индивидуализация позволяет достигать личностных целей при личностном выборе путей и способов обучения, что как раз в рамках обсуждаемой нами активности и интерактивности обучения в условиях информационных технологий.
Только собрались писать комментарий на интересное сообщение, которое составила Резида Гулюсовна - а оно уже удалено и поставлено новое, другое!!! Оперативно работаете. А по новому сообщению надо обдумать, успеем ли? Будем стараться. Спасибо за активность!!!
Лаборатория управления профессиональной подготовкой. Здравствуйте уважаемые коллеги! В рамках заявленной темы круглого стола хотелось бы обратить ваше внимание на следующий аспект развития информационной образовательной среды. Речь идет о проблеме увеличения объема информации. Учитывая тот факт, что возможности восприятия информации в его количественном выражении у человека ограничены видится целесообразным поднять проблему индивидуализации информационной образовательной среды. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. С уважением Зялаева Р.Г.
Интересно, по поводу границ восприятия информации мнение неоднозначно. Например, у вас информация о том, что информационные возможности человека ограничены - это собственное мнение, или позиция ученых, которым можно доверять, а также определенной научной школы? Дело в том, что только что в передаче "Культурная революция" пояснили, что человек и его информационные возможности так же безграничен, как вселенная!!!
Информационные возможности человека и восприятие информации в его количественном выражении далеко не одно и тоже. К тому же ссылка на передачу "Культурная революция" считаю не достаточным аргументом.
Простите, если наше суждение было резковато! Обращаясь данной передаче, мы не стремились оспорить Ваше мнение, но подчеркнули существование другого взгляда. Уважаем вашу позицию и отмечаем, что есть необходимость детального исследования на качественном и количественном уровне как информационных возможностей человека, так и результативности восприятия информации.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Информационно-образовательная среда в современных условиях предполагает, в том числе расширение информационно-образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями; использование компьютерно-телекоммуникационных технологий для их адаптации в социальную среду. На сегодняшний день эта проблема не в полной мере реализована в педагогической практике. С уважением Горбунов В.А.
Я бы даже сказала больше, не только "адаптация в социальную среду", но возможность профессиональной самореализации. Информационно коммуникативные технологии в настоящее время позволяют решать подобные задачи. Однако я согласна с автором, данная проблема не реализована в полной мере. Поэтому, необходимо больше внимания акцентировать на необходимости подобные проблемы поднимать и пытаться их решать. С уважением
Доброго здоровья всем, уважаемые коллеги! В данном обсуждении затронуто много проблем, с которыми в своей работе сталкивается ежедневно каждый преподаватель и решает их самостоятельно в меру своих возможностей. Парадокс в том, что и сами преподаватели с проблемой поиска информации справляются удовлетворительно. На качественный (основательный) поиск и отбор всей необходимой информации просто не хватает времени. В монографии Н.А. Калиновской и Д.Ю.Устимова "Информационный стресс. Информационно-психолгическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры человека рассмотрены механизмы возникновения информационного стресса и ряд других, обсуждаемых здесь вопросов. Возможно, раздел IT-дидактики следовало бы начать с классификации. Например, "опасные и вредные факторы виртуального мира". Это к вопросу о структуре дополнения к современной педагогической науке. Галия Ильдусовна, мне бы очень хотелось, чтобы такой труд появился в реальности на языке, доступном рядовому преподавателю, и стал обязательным разделом при их подготовке. По поводу интерактивной доски могу сказать, что работая с ней ежедневно уже три года, нахожу только плюсы. Применяю как свои разработки, так и модули http://fcior.edu.ru/. Проблемы эргономики присутствуют, но вполне разрешимы. Было бы интересно ознакомиться с результатами исследований студентом медицинского колледжа. Возможно они где-то опубликованы? Небольшой опыт работы с учащимися, имеющими ограниченные физические возможности (ДЦП), позволил применить ИТ для обеспечения индивидуальной траектории. Интересным для меня в этом случае было то, что человеку удобнее было читать текст, отраженный относительно вертикальной оси. Предоставить такой учебник без ИТ было бы затруднительно. К вопросу об индивидуализации обучения. При выборе предпочтений, ориентируясь на личность, в своей практике исхожу из того, что у каждой личности свой спектр ассоциаций. Применяя метод интеллект-карт, удается их выявить и на этой основе строить дальнейшее взаимодействие. С уважением, О.Софинская
Спасибо! Ваш опыт интересен! Если можно, уточните по вопросу спектра ассоциаций - какие именно группы ассоциаций вы рассматриваете. Сам метод интеллект-карт может применяться по-разному, поэтому любопытно, какова применяемая Вами методика, что именно удается выявить на ее основе и как, например, в последствии корректируется взаимодействие. Предпочтительны (или более применимы в практике) индивидуальные воздействия или воздействия на малые и средние группы, в которых близки "ассоциативные спектры"? Г.И.
МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ИРАНА Солеймани Н. Казань – Исфахан
Имеются точки зрения по поводу качества электронного образования и его оценки. В некоторых работах делается акцент на одном факторе, а в других – сразу на нескольких факторах, тогда как, в третьих – на некоей рамочной структуре в сфере электронного образования. Количество факторов и переменных, влияющих на оценку электронного образования, и разнообразные классификации, основанные на различных аспектах и отличных от этих факторов культурных и локальных ситуациях, превратились в один из важнейших вызовов в сфере оценки качества системы электронного обучения. Для оценки качества электронного обучения необходимо определить факторы, влияющие на успешность программ электронного обучения. В этом отношении, многие теоретики, университеты и высшие образовательные учреждения предложили теоретические и эмпирические модели и схемы, а также ряд показателей и компонентов, учитывающихся в сфере оценки электронного обучения, посчитав определенные элементы и факторы особенно важными для оценки качества. В таблице приведены краткие характеристики моделей и элементы, на которых делаются акценты.
Источники Факторы, влияющие на качество электронного обучения Carlose G. Giorgetti& et all(2013) [1] 1- Производительность2- эффективности3- лёгкий доступ North American Council for Online course (2012) [2] 1- качество контента 2-поддержка 3-методи оценки4- методи обучения5-разработка среды обучения Анаринеджад и др.(2011) [1] 1-Организационные 2—Управленческие3-Технические4-Образовательные5-Услуги поддержки6-Оценка7-Этические соображения8- график
Обратимся к разработке модели реализации электронного образования. Исследования в данной области показывают, что имеются различные критерии разработки или оценки электронного обучения. Многие критерии в представленных моделях являются аналогичными друг другу, а некоторые из них были проигнорированы. В данной статье на основе предыдущих исследований, а также рассмотренных нами экспертных точек зрения. В статье приводятся образцы оценки по каждому из следующих групп критериев: разработка среды обучения, технические, услуги поддержки, вопросы сервиса для учащихся.
1. Разработка среды обучения Разработка страницы и сайта Разработка контента Ориентация Доступность Испытание удобства для пользователя 2. Технические Инфраструктура Аппаратное обеспечение Программное обеспечение 3. Услуги поддержки Поддержка в режиме онлайн Онлайн-ресурсы Офлайн-ресурсы 4. Вопросы сервиса для учащихся Программы инструкций и обоснований Консультации Услуги по частному преподаванию Программа устранения проблем
Учитывая важность оценки электронного обучения в данной статье представлена первичная концептуальная схема системы оценки электронного обучения наличие такой схемы и инструмента, а также их использование для оценки университетов и высших учебных заведений, предоставляющих услуги электронного образования, поможет эффективной реализации нынешних и будущих программ электронного обучения и даст этому процессу ориентацию в верном направлении. Одним из преимуществ данной схемы является то, что она включает все основные эффективные показатели реализации системы электронного обучения. Представленные в предложенной модели показатели послужат хорошим указанием для нахождения слабых сторон и усиления положительных моментов услуг в сфере электронного образования.
Литература 1. Anarinejad A. Mohammadi M. criteria of assessment qualities distance education in higher education. 2013;1(5):24-29. 2. Meyer, K.A. Quality in distance education. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Higher Education)ERIC Document Service-2002). No. 470542
Уважаемые коллеги! С большим удовольствием ознакомилась со всем материалом Виртуального круглого стола. Больше всего солидарна с комментарием Резиды Гулюсовны от 27.09.13 по поводу проблемы индивидуализации информационной образовательной системы. С уважением, Гафурова Ильмира Хабиловна.
Итак, данный форум подошел к своему закономерному завершению! Спасибо всем участникам за работу, проявленный интерес и активность.
Виртуальный круглый стол «Опыт функционирования информационно-образовательной среды и современная дидактика» был посвященный использованию информационных технологий в образовании и становлению единой информационно - образовательной среды. Обсуждаемые проблемы были связаны с соотношения дидактической теории и современного опыта и обозначены следующим образом: - В какой степени опыт функционирования информационно-образовательной среды опирается на современную теорию обучения? - Дает ли данный опыт приращение в сложившуюся теорию обучения? Активность двухнедельного форума характеризуется 55 выступлениями ученых и практиков, специализирующихся в области педагогики, психологии и информатизации, и активными просмотрами участников из различных регионов России (более 500 просмотров), Украины (6), США(3) и Индонезии (16), такая география форума отражает его международный характер. Участники проявили единадушие в том, что сложившаяся теория обучения актуальна, как в традиционном обучении, так и условиях информатизации. Вместе с тем, отметили необходимость более детального исследования путей эффективного освоения материала с использованием информационных технологий, а также проработки специфических аспектов вхождения в виртуальный мир с позиций психопедагогики и психодидактики. Большой интерес вызвал опыт конструирования сценариев взаимодействия субъектов образовательного процесса и возможности оценки их адекватности в традиционном образовательном процессе и в условиях информационной среды, опыт и перспективы интеллектуального анализа данных, а также исследования по предотвращению виртуальных аддикций. Участники выразили надежду, что данные вопросы будут изложены на языке, доступном рядовому преподавателю, и включены как обязательные разделы в их подготовку. Такова позиция ученых и педагогов-практиков. Остается выяснить, насколько это мнение значимо для наших студентов, обучающихся в профессиональной школе. Для выявления студенческих позиций, относительно наиболее позитивного опыта и перспектив использования образовательных ресурсов мы предоставляем площадку для студенческой аудитории. Ссылка на студенческую страничку обсуждения: Какой информационный ресурс полезен студенту?
Уважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьДанный Виртуальный круглый стол продолжает серию обсуждений, среди которых форумы:
- Интеллектуальный потенциал: его понимание, проблемы формирования и перспективы развития
- Креативный характер образования как основа развития личности в ситуации культурно-цивилизационного кризиса в информационном обществе
- Интеллектуальный потенциал общества в условиях современной информационной среды
- Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды.
Примечательно, что теория и практика обучения с использованием компьютерных технологий чаще всего придерживается одной из радикальных позиций:
- в условиях информатизации создается полностью новая теория обучения,
- теория обучения работает одинаково и неизменно, как в условиях информатизации, так и в традиционном обучении.
Соответственно, опыт функционирования информационно-образовательной среды существенно отличается в зависимости от того, приверженцем какой из позиций он создан.
В какой мере для Вас значима каждая из обозначенных выше идей.
Возможно, истину следует искать на этом пространстве.
Надеюсь, Ваш опыт поможет в поиске пути приближения к цели.
С уважением, Г.И.Кирилова.
Я придерживаюсь идеи, что "теория обучения работает одинаково и неизменно, как в условиях информатизации, так и в традиционном обучении". Информатизация внесла существенные изменения в дидактические категории форм, методов и средств обучения, но сам процесс обучения и теория его построения не изменились с появлением информационно-коммуникационных технологий в системе образования.
УдалитьДоброго времени дня, уважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьРабота Виртуального круглого стола посвящена вопросам практического использования информационных технологий в образовании, становлению единой информационно- образовательной среды. Для меня это очень интересно. Надеюсь на он-лайн сотрудничество и обсуждение.
В преддверии Международной научно-практической конференции «Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы», проводимой с 30 сентября по 2 октября 2013 года предлагаю в обсуждении использовать материалы соответствующей секции этой конференции.
Особенно интересен, по моему мнению, опыт «Казанского медицинского колледжа». Надеюсь, что его преподаватели откликнутся на данное предложение и разместят на площадке данного форума свои материалы.
С уважением, Шорина Татьяна Владиславовна.
Уважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьВ рамках вхождения профессионального образования в виртуальное пространство, на мой взгляд, необходимо учитывать психологические аспекты обучения студентов
Психопедагогика и психодидактика дают возможность более эффективного освоения материала с использованием информационных технологий, при которых должны быть задействованы все органы чувств. Поэтому при проектировании и создании информационно-образовательной среды необходим отбор компонентов, способствующих визуализации информации, соответствующих социально-психологическим параметрам.
Давно я искала специалиста по психопедагогике, а тем более по психодидактике. Не могли бы Вы назвать наиболее значимые положения этих наук, которые способствуют обучению в информационно-образовательной среде. Может быть порекомендуете какие-то конкретные методики.
УдалитьАбсолютно согласна с Вероникой. У человека существует три канала восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. У каждого человека сильнее развит какой-либо один из них, но все же в процессе восприятия информации участвуют все три. Поэтому при создании элементов информационно-образовательной среды необходимо это учитывать, то есть давать и визуальную, и аудиальную информацию, и такую информацию, которая затрагивала бы чувства и эмоции воспринимающего человека.
УдалитьДоброго времени дня Уважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьЗнакомясь с опытом создания электронной библиотеки (ЭБ) "Казанского медицинского колледжа" хотелось бы поподробнее услышать о критериях отбора и включения электронных материалов в библиотеку. Каким источникам и материалам отдается предпочтение, какими качествам должен обладать электронный ресурс, сказывается ли выбор электронных материалов на качестве образовательного процесса средней профессиональной школы.
Я согласна с Вероникой В., т.к. еще Я.А.Каменский в "великой дидактике" говорил о вовлечении в процесс обучения всех органов чувств, однако если говорить о профессиональном образовании, визуализация учебной информации должна учитывать так же характер профессиональной деятельности. И именно характер профессиональной деятельности, на мой взгляд, должен оказывать существенное влияние на выбор компонентов визуализации учебной информации.
ОтветитьУдалитьКонечно, учебно-профессиональная деятельность связана с обработкой большого количества информации, которая воспринимается всеми психическими процессами. Человек взаимодействуя с информационными системами, преобразует свою деятельность, дополняя ее системой знаков. Культурно-историческая теория Выготского Л.С., раскрывает то, что психические функции разделяются на натуральные и высшие. Высшие психические функции развиваются на основе психологических орудий – знаков.
УдалитьВслед за Выготским Л.С. Тихомиров О.К. показывает что, в процессе применения и освоения человеком новых технологий высшие психические функции претерпевают трансформации, относительно этого появляются психические функции, которые характеризуются работой не только знаками, но и знаковыми системами.
М. Коул в своей культурно-исторической теории так же подтверждает, что технические средства оказывают влияние на развитие психики субъекта.
Стало быть информационно-образовательная среда профессиональной школы должна строиться с учетом знаковых систем будущей профессиональной деятельности. Я Вас Светлана Х. правильно поняла?
УдалитьДа. И еще хотелось бы отметить, что и в педагогике понимание знаков-признаков невозможно без выяснения их значения и в плане выражения, и в плане содержания. Создавая модель научной дисциплины (определяя ее содержание), мы получаем ее по подобию информационной модели, с учетом знаковых систем той профессиональной деятельности, к которой она относится.
УдалитьНе совсем ясно, как в конкретном опыте проявляется данная теория.
УдалитьНе думаю, что вы перестраиваете весь процесс подбора содержания.
не могли бы Вы для лучшего понимания Вашей позиции привести пример из опыта?
С уважением, Г.И.Кирилова.
Галия Ильдусовна! Позиция очень простая! В рамках ФГОС появляются, как новые дисциплины, так и дорабатываются старые. Если использовать информационную модель, которая включает в себя всю информацию об объекте, описывает свойства и состояние объекта, определяет процесс или явление, а также связи и отношения с окружающим миром, то она будет строиться в рамках заданной дисциплины. Строится модель всегда творчески, формальность в построении даст искажения, которые будут уводить в другой объект и предмет профессиональной дисциплины. Мы же все знаем, что модели ограничены во времени. По истечении 5 лет требуют коррекции.
УдалитьВот если говорить о модельных представлениях, то они являются абстрактными образами элементов системы (программное обеспечение, технические средства, объекты и т.д.). В качестве инструментальных многофункциональных информационных моделей применяют, например, модели VIEW и lab VIEW для технических и естественных наук. Основным элементом моделирования будет анализ потоков данных. Необходимость в аналитической обработке результатов увеличивается с каждым годом. Пользователи заинтересованы в получении средств, позволяющих автоматически искать не только заданные данные, но неочевидные правила и неизвестные закономерности. Для реализации подобных систем используют ИАД (методы интеллектуального анализа данных). ИАД – выявление скрытых закономерностей или взаимосвязей между переменными в больших массивах необработанных данных. ИАД включает методы и модели статистического анализа и машинного обучения. С помощью инструментов ИАД можно проводить анализ результатов предметными специалистами, не владеющими соответствующими математическими знаниями.
Ваша позиция очень близка мне!
УдалитьЯ веду курс "Интеллектуального анализа данных" для IT специалистов. Он ориентирован на освоение существующей теории и в большей мере на создание новых сценариев анализа информации. Соответственно в рамках данного опыта нами опубликованы статьи теоретико-прикладного характера.
Грунис М.Л., Кирилова Г.И., Пшеничный П.В. Эффективность информационно-средового подхода в контексте модернизации профессионального образования \\ Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 151-156.
http://elibrary.ru/item.asp?id=18987399
Грунис М.Л., Кирилова Г.И. Социальные проблемы безопасности информационной среды и их понимание будущими it-специалистами \\ Вестник НЦБЖД. 2012. № 4. С. 20-24.
http://elibrary.ru/item.asp?id=18784564
Кирилова Г.И. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования \\ Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2012. Т. 15. № 3. С. 358-368.
http://elibrary.ru/item.asp?id=17924477
Есть ли у вас практический опыт работы с данным кругом специалистов? Это было бы очень интересно!
В наше время специалисты в области образования могут и несомненно должны выступать в роли пользователей систем интеллектуального анализа.
Галия Ильдусовна Кирилова.
Как показали наши последние исследования, готовность к виртуальному общению по телефону, факсу, Инету снижает склонность к сладкому и лекарствам (-0,25), к перееданию (-0,29), к шопингу (-0,36).
ОтветитьУдалить10.Готовность к профессиональному собеседованию, самопрезентации, особенно при приеме на работу снижает склонность к лекарственной зависимости (-0,23), к слабым алкогольным напиткам и к шопингу (-0,29), религиозному фанатизму (-0,91).
Поразительный научный факт получили для профилактики зависимости от крепких алкогольных напитков: нет ни одного качества в оргобщении, которое бы «работало» на уменьшение (профилактику) этой тяжелой зависимости. При этом существует положительная корреляционная связь, хотя и слабая, с умением вести совещания (0,23).
Уважаемая Вероника Васина!
УдалитьХотелось бы уточнить, какой из двух позиций придерживаетесь Вы и почему:
1) в условиях информатизации создается в достаточной степени новая психологическая теория (теория обучения),
2) психологическая теория (теория обучения) работает одинаково и неизменно, как в условиях информатизации, так и в традиционном общении и обучении?
Для виртуального пространства необходим социальный интеллект.
ОтветитьУдалитьПриоритетной целью высшего образования на современном этапе является формирование социально компетентной, активной, творческой личности, умеющей эффективно адаптироваться в социальной среде, проявлять и реализовывать свои способности в период личностно-профессионального становления, устанавливать и поддерживать социальные контакты и взаимодействие в целом. Роль интеллекта в современном обществе обусловлена рядом производственно – технологических факторов, среди которых интенсификация технологических процессов производства, усложнение структуры и содержания труда, возрастание объема и скорости информационно-обменных процессов в обществе. Изменения условий жизни, масштабность и высокий темп этих изменений, превращает жизнь в социальную реальность, которая глубоко трансформирует не только производственную, а также и социальную сферы, предъявляет новые требования к межличностному взаимодействию. На смену социальной адаптации, пришло совладение и (конструирование) прогнозирование мира.
Уважаемая Алия Камалова!
УдалитьВы говорите о новых требованиях к межличностному взаимодействию.
Означает ли это, что нужны сущностные изменения в педагогической теории или лишь уточнения по способу ее реализации?
Согласна, что на смену социальной адаптации, приходит (все таки еще не пришло) конструирование и прогнозирование мира, нинтересно, как это проявляется в конкретном опыте.
Мой вопрос связан с желанием придерживаться основного направления обсуждения. Спасибо за вашу интересную позицию!
Галия Ильдусовна Кирилова.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьАлия, а что же такое социальный интеллект? Какова его роль в образовательном процессе, протекающем в информационно-образовательной среде?
УдалитьУважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьРазвитие информационно-образовательной среды в современной профессиональной школе, несомненно, необходимо. Но современная молодежь и так очень много времени проводит в виртуальном пространстве. Не кажется ли Вам, что дополнительное погружение в виртуальный мир в процессе не только отдыха и общения, но и образования, будет способствовать еще большему расширению Интернет-аддкиции?
В процессе образования возможно повлиять на Интернет-аддкицию, не расширив ее, а изменив содержание общения в Интернет. Почему возникают всякие аддикции? От отсутствия интересных подростку, студенту и содержательных для них занятий. Вот появился Интернет, а чем там заниматься кроме как стреляться в игрушках и трепаться под никами в соцсетях? Ведь образовательных ресурсов, таких же интересных для подростков и молодежи как и игрушки, нет, не разрабатываются они: коммерческим фирмам не выгодно, а у образовательных организаций нет средств. Поэтому я считаю просто долгом преподавателей и учителей использовать дидактические возможности Интернет для включения учащейся молодежи в образовательные, социально важные процессы и , тем более, что к участию в них можно привлекать и партнеров. будущих работодателей.
УдалитьДобрый день Уважаемые коллеги!
УдалитьЕсли говорить о "погружении в виртуальный мир" современной молодежи, то здесь остановить подобный процесс мы не можем, как на можем остановить процесс развития общества. Однако корректировать, направлять в нужное русло, по возможности является непосредственной задачей педагога и информационно-образовательной среды.
Отдельным направлением развития информационно-образовательной среды должна выступать разработка продуктивных образовательных ресурсов, которые позволят стимулировать познавательный интерес, за счет эффективного использования его компонентов: визуального мультимедийного, и др.
А проявление постоянного и интереса к познанию в определенной сфере деятельности, то же в какой то мере аддикция, только это аддикция со знаком плюс. Она в какой то мере является локомотивом дальнейшего развитие общества.
Здравствуйте! Говоря об Интернет-аддикции, мы подразумеваем зависимость или привыкание, сформированной привычке. Привычки связаны с отсутствием полной удовлетворенности, отвлечением от реальности. Есть несколько зависимостей сформированных Интернетом. Бесконечный поиск информации, избыточное виртуальное общение, компьютерные игры по сети, решение финансовой потребности (азартные игры, покупки, аукционы), просмотр фильмов, киберсекс. Приходится задуматься, а что нужно нам и нашим детям? Ответ прост: не хватает живого общения. Проблему нужно искать не в том, как ограничить постоянное присутствие в Интернете или сфокусировать его на конкретной деятельности, а в том, как повысить мотивацию к живому общению. Педагогам нужно обращать внимание на то, как вовлечь молодежь в живое обсуждение вопросов связанных с обучением в школе, колледже или институте. И конечно, как вы правильно заметили, строить программы обучения с учетом проведения проблемных занятий – лекций, семинаров, коллоквиумов и т.д. Говорят, что интеллект у молодежи в последнее время снизился – нет просто нет той «жажды» учиться и получать новые знания. Может с нами, что-то не так?
УдалитьВы частично сами отвечаете на тот вопрос, который формулируете: «поиск информации, избыточное виртуальное общение, компьютерные игры по сети, решение финансовой потребности (азартные игры, покупки, аукционы), просмотр фильмов, киберсекс». Все это раньше проходило в реальном пространстве, а сейчас с целью быстрейшего обмена информацией ушло в виртуальную реальность, что делать? Частично то, что мы делаем в реальном мире: «не водиться с дурной компанией» - «где бывает ваш ребенок», «почитай это интересно» - куда надо ходить и естественно, личный пример. Если большую часть времени родители проводят на диване, за компом, за столом у ребенка нет и не будет других моделей поведения. А на вопрос, о том, что не так я отвечу словами М.Н.Задорнова: «у них матрица больше, но файлы не заполнены».
УдалитьС Уважением
Уважаемые коллеги! Какие на Ваш взгляд конкретные меры необходимо принять взрослым, для того, чтобы пользуясь современными информационными технологиями, не формировалось у молодого поколения замещение одной аддикцией другой, а так же не получали негативных изменений физические и психологические составляющие здоровья?
УдалитьДобрый день!
УдалитьВ настоящее время в сети Интернет представлено огромное количество информации. Из нее не более 10% является информационно-несущей остальная часть информационные шумы (пересказанная информация по принципу глухого телефона). На мой взгляд, это серьезная проблема, которая в ближайшее время будет только усугубляться.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
УдалитьДа полностью согласен с предыдущим автором, вопрос переизбытка информации достаточно актуален. Ведь это основная особенность и проблема информационного общества: «Как отличить зерна от плевел?». Возможно решение в усовершенствовании механизмов поиска информации, возможно в создании специализированных информационных банков данных или может что то еще, коллеги, пожалуйста откликнитесь. Поделитесь своим мнением.
Доброго времени дня!
УдалитьЯ полностью согласна с Константином в данном вопросе.
Количество информации стремительно нарастает все сложнее осуществить отбор "информационно-несущей информации" от "информационных шумов".
На настоящее время нет решения данного вопроса.
Проблема профессионального образования в том, что необходимо научить специалиста получать и перерабатывать профессионально-значимую информацию способами которых в настоящее время не существует «пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная, что». Однако мы имеем инструменты, например визуализация информации, которая позволяет визуально представить структуру информации, облегчая процесс встраивания в контекст новой информации. Профессиональное образование в таком случае должно формировать навыки чтения, переработки и представления профессионально-значимой информации.
Доброго времени суток, уважаемые Коллеги!
ОтветитьУдалитьОпыт использования ИК (информационная доска) на базе Казанского медицинского колледжа. Студентами Казанского медицинского колледжа было проведено исследование «Правильное использование интерактивной доски – минимальный ущерб здоровью». Были получены определенные данные, говорящие о необходимости проработки вопроса использования ИК в процессе обучения (дискомфорт после занятий отметили 75 чел. (63%)).
Несмотря на то, что ИК, как утверждает автор, позволяет разнообразить занятия, делать их интересными и увлекательными; повысить наглядность обучения; активизировать познавательную деятельность; содействовать повышению успеваемости и др.; необходимо так же и проработка дидактического сопровождения, учитывающее характер учебных материалов и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), и базирующееся на использовании инновационных педагогических инструментов: мультимедийность, интерактив, моделинг (отработка умений и навыков на моделях профессиональных ситуаций, имитация действий в реальных условиях практической деятельности), в том числе учет влияния ИКТ на здоровье обучающихся и преподавателей.
Несомненно, исследования подобного рода необходимо регулярно проводить и в данном вопросе я полностью согласен с позицией автора, ИКТ стремительно внедряется во все сферы деятельности, поэтому разработка вопросов влияния ИКТ на студентов и преподавателей безусловно необходимо.
Оказывается мы мыслим "синхронно". Первая из заинтересовавших меня статей именно эта.
УдалитьДумаю здесь необходимы и возможны некоторые добавки в педагогическую теорию, что связано с пополнением числе "агентов" образовательного процесса за счет внедрения информационных ресурсов, принимающих на себя по воле их создателя некоторые функции субъекта образовательного процесса.
Добрый день! Интересен опыт развития виртуального обучения в Иране (автор Солеймани Насим, г. Тегеран, Иран) существенные отличия реального и виртуального характера обучения оказывают существенное влияние на подготовку специалиста. Конкурентоспособность специалистов традиционного обучения на рынке труда оценивается выше. И хотя при продвижении виртуального обучения в Иране учитывался опыт других стран, в настоящее время в Иране продвигается идея смешанного обучения, объединяющего положительные моменты дистанционного и традиционного обучения, и которое как предполагает автор, могут вобрать в себя лучшие компоненты обоих.
ОтветитьУдалитьКак человек знакомый с дистанционным образованием, мне так же интересно решение данного вопроса в других регионах и странах, поэтому статья Солеймани Насим вызывает интерес, хотелось бы поподробнее узнать об движущих идеях смешанного обучения.
Насим Солеймани будет присутствовать на нашей конференции и выступать на секции. Вы сможете задать ей вопросы.
УдалитьС уважением, Кирилова Г.И.
Добрый день! Как утверждает автор статьи «Использование информационных технологий при проведении занятий на последипломном уровне обучения (эум, рабочая тетрадь, электронный учебник)» (Киселева Л.П.) «в последнее время общее признание у преподавателей и слушателей, является рабочая тетрадь». «В рабочих тетрадях она (учебная деятельность) специально конструируется», хотелось бы поподробнее узнать основные принципы «конструирования учебной деятельности» или практический пример из опыта работы. Заранее благодарны.
ОтветитьУдалитьМне тоже это интересно. Кроме того, как меняется сложившееся отношение к понятию "Рабочая тетрадь" в условиях информатизации?
УдалитьВ настоящее время подготовлен сборник предстоящей конференции. Предлагаем Вашему вниманию аннотации некоторых статей, наиболее связанных с тематикой данного форума.
ОтветитьУдалить1. Статья" Положительные аспекты и риски применения информационных компьютерных технологий" (авторы: Г.Н. Борисова, С.В. Гайнутдинова, Казанский медицинский колледж, г. Казань) И нформационные компьютерные технологии выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Интерактивные доски (ИД) – это современные средства, позволяющие сделать обучение более эффективным. Вопрос о воздействии ИД на здоровье человека окончательно не изучен, нет единого мнения о том, вредны они или безвредны. Студентами Казанского медицинского колледжа была проведена исследовательская работа. Цель исследования – изучение условий и организации обучения в кабинетах колледжа с ИД, их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Ждем Ваших суждений.
Статья 2. О возможностях семинара конвергенции в преподавании истории психологии в вузе (Автор: Л.Ф.Баянова, Лаборатории психологии , ИПП ПО РАО, г. Казань) В качестве эффективного средства преподавания истории психологии предлагается семинар-конвергенция, в котором все участники в активной форме включаются в работу. Создаётся ситуация взаимной оценки и диалога. Семинар-конвергенция развивает в студентах способность к рефлексии и размышлениям.
ОтветитьУдалитьНасколько это интересно участникам форума?
Доброго здоровья, уважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьХотелось бы обратить внимание на проблему, которая в современной теории обучения на мой взгляд разработана весьма схематично. Это проблема выбора/отбора информации. Образовательной средой для современного человека является вся сеть. Теории, как отличать достоверную и полезную информацию от прочей мне почему-то не встречалось. Возможно, плохо искала.
Из этого следует мое убеждение, что теория обучения должна пополниться таким разделом.
С уважением, О.Софинская
Ольга Всеволодовна! Рада увидеть Ваше суждение!
УдалитьДействительно весьма актуально.
Интересно, какая иерархия видится Вам в заявленном и предлагаемом разделе?
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьДанная проблема уже поднималась Константином (см.выше).
УдалитьАктуальность ее не вызывает сомнения, однако, необходимо отметить, что данная проблема выходит за рамки образовательный сферы. Данная проблема касается информационного общества в целом.
Статья 3. "Формы, методы и средства активного обучения в профессиональной школе" (автор: Ибрагимова Рамзия Габдулхаковна - Казанский педагогический колледж) В статье дана попытка обобщить некоторый опыт преподавателей колледжа по использованию структур «сингапурского метода» - технологии совместного обучения при организации самостоятельной работы студентов. Приводятся фрагменты занятий.
ОтветитьУдалитьВ том числе:
"На уроке по теме «Сделаем наш город чистым и уютным» - дисциплина «Основы экология и природопользования» - преподаватель (Габдуллина Г.Т.) с целью формирования экологической грамотности предлагает студентам выполнить практическую работу «Экологический след».(«Экологический след» - это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов). Учащиеся в группе обсуждают вопрос: В чем влияние моего привычного образа жизни на окружающую среду, каков мой экологический след?"
Ждем Ваших суждений.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьТеория индивидуализации обучения может рассматриваться как дидактическая основы индивидуализации информационной образовательной среды, однако ее реализация осуществляется в новых условиях, характеризуемых личным выбором:
Удалить- источника информации,
- способа ее подачи,
- предпочтительных объемов (порций) наиболее значимой информации,
- личного выбора времени для взаимодействия и ритма учебной деятельности,
- и др.
таким образом проводимая индивидуализация позволяет достигать личностных целей при личностном выборе путей и способов обучения, что как раз в рамках обсуждаемой нами активности и интерактивности обучения в условиях информационных технологий.
С уважением Г.И.Кирилова
Только собрались писать комментарий на интересное сообщение, которое составила Резида Гулюсовна - а оно уже удалено и поставлено новое, другое!!!
УдалитьОперативно работаете. А по новому сообщению надо обдумать, успеем ли?
Будем стараться. Спасибо за активность!!!
Лаборатория управления профессиональной подготовкой.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте уважаемые коллеги! В рамках заявленной темы круглого стола хотелось бы обратить ваше внимание на следующий аспект развития информационной образовательной среды. Речь идет о проблеме увеличения объема информации. Учитывая тот факт, что возможности восприятия информации в его количественном выражении у человека ограничены видится целесообразным поднять проблему индивидуализации информационной образовательной среды. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. С уважением Зялаева Р.Г.
Интересно, по поводу границ восприятия информации мнение неоднозначно. Например, у вас информация о том, что информационные возможности человека ограничены - это собственное мнение, или позиция ученых, которым можно доверять, а также определенной научной школы? Дело в том, что только что в передаче "Культурная революция" пояснили, что человек и его информационные возможности так же безграничен, как вселенная!!!
УдалитьИнформационные возможности человека и восприятие информации в его количественном выражении далеко не одно и тоже. К тому же ссылка на передачу "Культурная революция" считаю не достаточным аргументом.
УдалитьПростите, если наше суждение было резковато! Обращаясь данной передаче, мы не стремились оспорить Ваше мнение, но подчеркнули существование другого взгляда.
УдалитьУважаем вашу позицию и отмечаем, что есть необходимость детального исследования на качественном и количественном уровне как информационных возможностей человека, так и результативности восприятия информации.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Информационно-образовательная среда в современных условиях предполагает, в том числе расширение информационно-образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями; использование компьютерно-телекоммуникационных технологий для их адаптации в социальную среду. На сегодняшний день эта проблема не в полной мере реализована в педагогической практике. С уважением Горбунов В.А.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьЯ бы даже сказала больше, не только "адаптация в социальную среду", но возможность профессиональной самореализации. Информационно коммуникативные технологии в настоящее время позволяют решать подобные задачи. Однако я согласна с автором, данная проблема не реализована в полной мере. Поэтому, необходимо больше внимания акцентировать на необходимости подобные проблемы поднимать и пытаться их решать.
УдалитьС уважением
Доброго здоровья всем, уважаемые коллеги!
УдалитьВ данном обсуждении затронуто много проблем, с которыми в своей работе сталкивается ежедневно каждый преподаватель и решает их самостоятельно в меру своих возможностей. Парадокс в том, что и сами преподаватели с проблемой поиска информации справляются удовлетворительно. На качественный (основательный) поиск и отбор всей необходимой информации просто не хватает времени.
В монографии Н.А. Калиновской и Д.Ю.Устимова "Информационный стресс. Информационно-психолгическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры человека рассмотрены механизмы возникновения информационного стресса и ряд других, обсуждаемых здесь вопросов.
Возможно, раздел IT-дидактики следовало бы начать с классификации. Например, "опасные и вредные факторы виртуального мира". Это к вопросу о структуре дополнения к современной педагогической науке. Галия Ильдусовна, мне бы очень хотелось, чтобы такой труд появился в реальности на языке, доступном рядовому преподавателю, и стал обязательным разделом при их подготовке.
По поводу интерактивной доски могу сказать, что работая с ней ежедневно уже три года, нахожу только плюсы. Применяю как свои разработки, так и модули http://fcior.edu.ru/. Проблемы эргономики присутствуют, но вполне разрешимы. Было бы интересно ознакомиться с результатами исследований студентом медицинского колледжа. Возможно они где-то опубликованы?
Небольшой опыт работы с учащимися, имеющими ограниченные физические возможности (ДЦП), позволил применить ИТ для обеспечения индивидуальной траектории. Интересным для меня в этом случае было то, что человеку удобнее было читать текст, отраженный относительно вертикальной оси. Предоставить такой учебник без ИТ было бы затруднительно.
К вопросу об индивидуализации обучения. При выборе предпочтений, ориентируясь на личность, в своей практике исхожу из того, что у каждой личности свой спектр ассоциаций. Применяя метод интеллект-карт, удается их выявить и на этой основе строить дальнейшее взаимодействие.
С уважением, О.Софинская
Спасибо! Ваш опыт интересен!
УдалитьЕсли можно, уточните по вопросу спектра ассоциаций - какие именно группы ассоциаций вы рассматриваете. Сам метод интеллект-карт может применяться по-разному, поэтому любопытно, какова применяемая Вами методика, что именно удается выявить на ее основе и как, например, в последствии корректируется взаимодействие. Предпочтительны (или более применимы в практике) индивидуальные воздействия или воздействия на малые и средние группы, в которых близки "ассоциативные спектры"?
Г.И.
МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ИРАНА
УдалитьСолеймани Н. Казань – Исфахан
Имеются точки зрения по поводу качества электронного образования и его оценки. В некоторых работах делается акцент на одном факторе, а в других – сразу на нескольких факторах, тогда как, в третьих – на некоей рамочной структуре в сфере электронного образования. Количество факторов и переменных, влияющих на оценку электронного образования, и разнообразные классификации, основанные на различных аспектах и отличных от этих факторов культурных и локальных ситуациях, превратились в один из важнейших вызовов в сфере оценки качества системы электронного обучения.
Для оценки качества электронного обучения необходимо определить факторы, влияющие на успешность программ электронного обучения. В этом отношении, многие теоретики, университеты и высшие образовательные учреждения предложили теоретические и эмпирические модели и схемы, а также ряд показателей и компонентов, учитывающихся в сфере оценки электронного обучения, посчитав определенные элементы и факторы особенно важными для оценки качества. В таблице приведены краткие характеристики моделей и элементы, на которых делаются акценты.
Источники Факторы, влияющие на качество электронного обучения
Carlose G. Giorgetti& et all(2013) [1] 1- Производительность2- эффективности3- лёгкий доступ
North American Council for
Online course (2012) [2] 1- качество контента 2-поддержка 3-методи оценки4- методи обучения5-разработка среды обучения
Анаринеджад и др.(2011) [1] 1-Организационные 2—Управленческие3-Технические4-Образовательные5-Услуги поддержки6-Оценка7-Этические соображения8- график
Обратимся к разработке модели реализации электронного образования. Исследования в данной области показывают, что имеются различные критерии разработки или оценки электронного обучения. Многие критерии в представленных моделях являются аналогичными друг другу, а некоторые из них были проигнорированы. В данной статье на основе предыдущих исследований, а также рассмотренных нами экспертных точек зрения. В статье приводятся образцы оценки по каждому из следующих групп критериев: разработка среды обучения, технические, услуги поддержки, вопросы сервиса для учащихся.
1.
Разработка среды обучения Разработка страницы и сайта
Разработка контента
Ориентация
Доступность
Испытание удобства для пользователя
2.
Технические Инфраструктура
Аппаратное обеспечение
Программное обеспечение
3.
Услуги поддержки Поддержка в режиме онлайн
Онлайн-ресурсы
Офлайн-ресурсы
4.
Вопросы сервиса для учащихся Программы инструкций и обоснований
Консультации
Услуги по частному преподаванию
Программа устранения проблем
Учитывая важность оценки электронного обучения в данной статье представлена первичная концептуальная схема системы оценки электронного обучения наличие такой схемы и инструмента, а также их использование для оценки университетов и высших учебных заведений, предоставляющих услуги электронного образования, поможет эффективной реализации нынешних и будущих программ электронного обучения и даст этому процессу ориентацию в верном направлении. Одним из преимуществ данной схемы является то, что она включает все основные эффективные показатели реализации системы электронного обучения. Представленные в предложенной модели показатели послужат хорошим указанием для нахождения слабых сторон и усиления положительных моментов услуг в сфере электронного образования.
Литература
1. Anarinejad A. Mohammadi M. criteria of assessment qualities distance education in higher education. 2013;1(5):24-29.
2. Meyer, K.A. Quality in distance education. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Higher Education)ERIC Document Service-2002). No. 470542
Уважаемые коллеги! С большим удовольствием ознакомилась со всем материалом Виртуального круглого стола. Больше всего солидарна с комментарием Резиды Гулюсовны от 27.09.13 по поводу проблемы индивидуализации информационной образовательной системы.
ОтветитьУдалитьС уважением, Гафурова Ильмира Хабиловна.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИтак, данный форум подошел к своему закономерному завершению!
ОтветитьУдалитьСпасибо всем участникам за работу, проявленный интерес и активность.
Виртуальный круглый стол «Опыт функционирования информационно-образовательной среды и современная дидактика» был посвященный использованию информационных технологий в образовании и становлению единой информационно - образовательной среды.
Обсуждаемые проблемы были связаны с соотношения дидактической теории и современного опыта и обозначены следующим образом:
- В какой степени опыт функционирования информационно-образовательной среды опирается на современную теорию обучения?
- Дает ли данный опыт приращение в сложившуюся теорию обучения?
Активность двухнедельного форума характеризуется 55 выступлениями ученых и практиков, специализирующихся в области педагогики, психологии и информатизации, и активными просмотрами участников из различных регионов России (более 500 просмотров), Украины (6), США(3) и Индонезии (16), такая география форума отражает его международный характер.
Участники проявили единадушие в том, что сложившаяся теория обучения актуальна, как в традиционном обучении, так и условиях информатизации. Вместе с тем, отметили необходимость более детального исследования путей эффективного освоения материала с использованием информационных технологий, а также проработки специфических аспектов вхождения в виртуальный мир с позиций психопедагогики и психодидактики. Большой интерес вызвал опыт конструирования сценариев взаимодействия субъектов образовательного процесса и возможности оценки их адекватности в традиционном образовательном процессе и в условиях информационной среды, опыт и перспективы интеллектуального анализа данных, а также исследования по предотвращению виртуальных аддикций.
Участники выразили надежду, что данные вопросы будут изложены на языке, доступном рядовому преподавателю, и включены как обязательные разделы в их подготовку.
Такова позиция ученых и педагогов-практиков.
Остается выяснить, насколько это мнение значимо для наших студентов, обучающихся в профессиональной школе.
Для выявления студенческих позиций, относительно наиболее позитивного опыта и перспектив использования образовательных ресурсов мы предоставляем площадку для студенческой аудитории.
Ссылка на студенческую страничку обсуждения:
Какой информационный ресурс полезен студенту?
по адресу:
http://didaktkonf.blogspot.ru/2013/09/blog-post_30.html
С уважением,
зав. лаб. "Информатизации профессионального образования"
ИПППО РАО
д.п.н., профессор,
Галия Ильдусовна Кирилова.